Остеопатия - ребенок

Admin

Administrator
Команда форума
Шаг тринадцатый
Навыки успеха

Я начал книгу с мысли о том, что сейчас мы не можем представить себе
профессии будущего. На этом даже не стоит пытаться зацикливаться.
Мир меняется быстро и удивительно. Можно читать книги футурологов,
это очень интересное чтение, но точного прогноза вам не даст никто. Мы
можем только предполагать стремительное развитие робототехники,
роботизацию производства, медицины и сферы услуг, все большее
проникновение Интернета и гаджетов, распространение дистанционного
обучения и работы. А остальное непредсказуемо.
Наше с вами, родительское дело – вырабатывать в ребенке те навыки,
которые сделают его успешным, независимо от того, какие профессии
будут востребованы. Которые делают человека успешным практически
всегда и везде.
Что это за навыки?
Проактивность в коллективе
«Кто знает правильный ответ – Я». Этот навык успешного ребенка надо
развивать с детства и поощрять всячески брать инициативу первым. Тут
включается гормон надпочечников норадреналин. Он делает вас
находчивым и предприимчивым. Возникает ощущение небольшого
риска, ребенок входит в кураж. А кто не рискует – не пьет шампанского.
Командность, работа в команде
К сожалению, в наших школах принято за небольшим и нечастым
исключением давать домашнее задание на одного ребенка. А это
большая ошибка. Задание, данное на небольшую группу, тренирует как
раз командное взаимодействие. Необходимое для взрослой жизни –
ведь там-то придется как раз работать в команде, распределять
обязанности, смотреть, кто с чем справляется лучше, помогать друг
другу. И тренировать роли, которые эти дети, вырастая, будут играть в
социуме.
Какие социальные роли можно выделить в детской команде, делающей
общее дело?
Лидер. Тот, кто ставит задачи другим, тот, кто зажигает их энтузиазмом и
готов нести за них и общее дело ответственность. Любому ребенку очень
важно побывать лидером, чтобы примерить эту роль на себя и понять,
как это.
Ядро. Те, кто приближен к лидеру и подчиняется ему непосредственно, а
порой и заменяет, выходя на первые позиции.
Звезда. Тот, у кого есть некий развитый необычный талант, навык или
особенность, делающий его в команде уникальным и необходимым.
Главное – чтобы его талант был к текущему делу применим.
Пчелка. Те, кто готов исполнять указания лидера и ядра, делать
порученное тщательно и правильно, легко менять профиль работы. В
отличие от звезд, не имеют сверкающего таланта, но имеют равные
неплохие способности в разных областях, так что намного более
применимы.
Организатор пространства. Тот, кто заботится об уюте и порядке во
время работы, экономя другим силы и время.
Представьте себе на практике, как, к примеру, группе детей задали
сделать школьную стенгазету.
Лидер с помощью и при поддержке ядра распределяет задачи и
генерирует идеи текстов и картинок.
Звезда рисует комиксы или пишет стихи.
Пчелки пишут, оформляют тексты и располагают аппликации.
Организатор пространства раскладывает фломастеры и цветную бумагу,
проверяет, чего может не хватать, включает свет поярче и приносит чай.
Мало что полезнее таких вот командных заданий и командных игр – не
только спортивных, где со всех требуются сила, ловкость и быстрота, но
деловых игр, которые проводятся сейчас и для детей, и игр-квестов, где
надо сочетать интеллект, коммуникацию и физические навыки.
Почему я говорю, что ребенку очень важно побывать лидером, даже
если в целом у него нет интереса и способностей к этой социальной
роли?
Ну, во-первых, он может это «распробовать», и интерес появится.
А во-вторых, из роли лидера легче всего понять, как работает команда, в
чем ее плюсы, минусы и подводные камни. И осознать ответственность
за других, причем осознать ее в игровой, безопасной ситуации.
Поэтому любому ребенку очень полезны социальные задания,
связанные с другими детьми и организацией их деятельности. Навестить
заболевшего друга и принести ему что-то полезное, причем
сорганизовать на это кого-то еще. Придумать сюрприз на день рождения
друга или организовать собственный день рождения необычным
образом – иногда даже маленькие дети придумывают праздники очень
интересно. Помочь однокласснику с домашними заданиями на
регулярной основе, когда более «сильные» дети занимаются с более
слабыми.
Презентация и самопрезентация
Соцсети сейчас дают прекрасную возможность всем, кому доступен
Интернет. У ребенка должен быть свой Инстаграм и свой Ютуб-канал.
Это не исключает, конечно, страничку во «ВКонтакте», Твиттер или что-
то еще, популярное для общения в его компании. Но Инстаграм и Ютуб –
самое наглядное.
Ведя их с вашей помощью, а потом и сам, ребенок учится видеть свои
сильные и слабые стороны, показывать сильные, прятать слабые.
Понимать, в чем он лучший. Понимать, что он любит и не любит делать
перед аудиторией. Говорить с аудиторией и быть ей интересным.
Очень хорошее упражнение для ребенка – показать другим детям то, что
он умеет, стать для них учителем, записать свой первый мастер-класс на
ютуб-канале. Может быть, это пластилиновая поделка, или
собственноручно порезанный салат – что угодно, что у него хорошо
получилось. Учить других тому, что умеешь сам, – огромная ступень
вверх.
Критическое мышление
У ребенка должно быть свое собственное мнение, здоровая критика
авторитетов и умение посмотреть на проблему с разных сторон. Это
основы критического мышления.
Критическое мышление необходимо даже для физической безопасности
ребенка. Например, совсем недавно волонтерская группа поисковиков,
часто привлекаемая к поискам пропавших детей, поставила эксперимент.
Заданием волонтера, игравшего некоего злоумышленника, было увести
незнакомого ребенка из экспериментальной группы с детской площадки
и довести до определенной точки в парке. Конечно, это было абсолютно
безопасно для детей, их родители находились близко. Целью
эксперимента было – проверить, смогут ли дети сказать незнакомому
взрослому «нет, я не пойду с вами».
Результат был печальный – увести удалось всех. Незнакомый взрослый
в подавляющем большинстве случаев в отсутствие родителей рядом
автоматически является для домашнего, социального ребенка
авторитетом, которого нужно слушаться.
Поэтому априорная установка «слушайся старших» не просто вредна,
потому что отключает критику – она опасна для самого ребенка.
Критическое мышление развивается играми и упражнениями. Как я уже
не раз говорил, для ребенка упражнения и игры – это практически одно и
то же, он обучается, играя, и играет, обучаясь.
Сказка «от обратного». Возьмите сказку, которую ребенок хорошо знает
– например, «Золушку». Попробуйте вместе с ребенком рассказать ее от
лица принца, сменив точку зрения. А теперь – от лица мачехи. А теперь
подумайте вместе с ребенком, могла ли быть права мачеха и неправа
Золушка, и в какой ситуации? Причем лучше не просто рассказывать
сказки, а разыгрывать их с помощью игрушек – так интереснее и глубже
сюжет проникает эмоционально. Кроме того, есть фильмы и книги,
сознательно сделанные по принципу «от обратного», в том числе
детские – например, посмотрите с ребенком поочередно «Спящую
красавицу» и «Малефисенту», где та же история показана с точки зрения
злой – да не такой и злой – феи.
Сходство и различие. Поиграйте с ребенком в игру-сравнение. Вот лежат
рядом яблоко и груша – чем они похожи и чем различаются. А яблоко и
апельсин? А апельсин и мандарин?
Разбор полетов. Вместо того, чтобы ругать ребенка за сделанную им
ошибку или совершенный проступок, разберитесь вместе – почему он
поступил именно так, где именно была ошибка, как и в какой момент
нужно было поступить, когда ошибка еще была исправима, а когда – уже
не была. С детьми школьного возраста очень интересно разбирать с
этой точки зрения фильмы-катастрофы и военные фильмы, такие, как
«Титаник» и «Перл-Харбор», в них довольно четко показан момент
начала катастрофы и ошибок, которые привели к этому моменту.
Естественно, фильм должен соответствовать возрасту ребенка и уровню
его впечатлительности.
Популярное упражнение в западных школах – диспут. У нас его к
сожалению, пока тоже практически нет, поэтому придется вводить вам со
своим ребенком/детьми и его/их друзьями. Обсудите с ребенком любую
актуальную проблему из новостей, которую он по своему возрасту может
хорошо понять. Например, стоит ли ограничивать количество домашних
животных в одной квартире, должны ли родители контролировать
соцсети своих детей, хорошо ли совместное обучение девочек и
мальчиков. А теперь попробуйте вместе с ребенком найти аргументы для
разных позиций. Обоснуйте, скажем, и позицию старушки с тридцатью
кошками, и ее соседей, которые возмущены этой ситуацией, и подумайте
вместе, что же лучше для самих кошек. Интереснее, конечно, обсуждать
все это в маленькой группе детей, а не с одним ребенком.
Проверка. Поговорите с ребенком о лжи, о том, как и почему люди лгут.
Научите его всегда искать источники информации и проверять факты,
тем более что доступность Интернета этому помогает. Это относится и к
житейской безопасности – например, если к ребенку подошел
незнакомец и представился другом папы, нужно позвонить папе и
уточнить, кто это.
А теперь я перечислю те навыки, которые необходимы успешному
ребенку сразу за этими тремя максимально важными.
Настойчивость в выполнении цели
Вообще ребенок с этим рождается – вы вспомните, сколько раз он
падает, учась ходить, и как упорно развинчивает какую-нибудь дверцу
посудного шкафа, добиваясь домашней мини-катастрофы. Ваше дело –
способствовать, чтобы ребенок эту настойчивость не потерял. Тут только
одно правило. Тестостерон закаливает силу воли и усиливает динамику
всего организма, активно вырабатывается утром, когда вы занимаетесь
спортом и правильно питаетесь.
Помогайте ребенку, когда он просит помощи и не раньше, если ситуация
не является житейски или жизненно важной.
Ребенок учится ходить. Не тащите его за руку, я об этом уже писал.
Дайте ходить самому, развивать свой двигательный навык, удерживать
равновесие.
Вы спешите с ребенком в поликлинику, время ограничено. Вот тут,
конечно, ведите или несите. Ситуация житейски важная.
Вы с ребенком подошли к проезжей части. Жизненно важно не пускать
его идти самого.
Чем больше вы делаете за ребенка без нужды – тем больше вы лишаете
его настойчивости.
Любовь к своему делу
В том, что делает ребенок (и взрослый тоже, конечно), может быть три
радующих, вызывающих любовь компонента:
● Процесс.
● Результат.
● Фидбек.
То, к чему у ребенка есть талант и склонность, он делает ради
удовольствия от процесса. Любит бегать, любит танцевать, любит
придумывать истории, любит рисовать – и делает это только ради
процесса. Но радость от процесса – все же не единственная возможная
радость.
Радость от результата – это радость в первую очередь так называемого
неотчужденного труда, то есть, труда, чей результат ощутим физически.
Ребенок выучил какое-то количество английских слов и фраз и смог
объясниться с иностранцем. Ребенок вырастил из луковицы зеленый
лук, и вот вы едите салат с этим луком. Ребенок ухаживал за фиалкой, и
она зацвела. Труд, связанный с природой, вообще очень хорошо
приучает любить его результат.
Радость от фидбека, похвалы, позитивного отзыва – это то хорошее
детское тщеславие, которое может побуждать, например, учить скучный
предмет ради отличных оценок и похвал учителя. Стремление быть
лучшим заложено в ребенке, просто одним важно быть лучше в чем-то, а
другим – во всем.
Поэтому не забывайте хвалить ребенка, хвастаться им в соцсетях и
лично, обращать его внимание на хороший результат его действий –
убранные игрушки, вымытые чашки. Как бы закрепляйте таким образом
его удовольствие от сделанного.
Если посмотреть видео с этнических традиционных праздников,
например, турецких, индийских, то мы можем увидеть детей, танцующих
под национальную музыку в кругу взрослых. И все эти взрослые в какой-
то момент наклоняются к ребенку, аплодируют ему, хвалят, кричат,
громко восхищаются единым хором. Это ответ на вопрос, почему дети из
таких культур ко взрослому возрасту музыкальны и превосходно танцуют
без всяких танцевальных школ – это часто бедные семьи, платные
занятия с детьми они просто не могут себе позволить. Но вот эта общая
похвала, поддержка, ощутимая гордость и радость за ребенка уже
делает его танцором, давая силы для того, чтобы танцевать, учиться,
преодолевать.
Любовь к преодолению
Она изначально складывается из настойчивости и любви к своему делу.
Хорошо добавить тут еще мотивирующих детских книг, мультфильмов и
фильмов – фактически в любом детском сюжете есть яркий герой,
который должен преодолеть испытания на пути к цели. Можно сделать
ребенку «талисман» – купить вместе с ним игрушку-изображение
любимого героя, чтобы ребенок мог обратиться к его силе и опыту в
момент страха или усталости.
Общение
Стивен Кови, автор легендарной книги «Семь навыков
высокоэффективных людей», сказал: «Когда мы не спим, мы почти все
время общаемся. Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы
научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как
насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться
слушать?»
Ребенок учится общаться на практике, для курсов ему еще рано. Вот
почему я говорю, что детский сад при всех его недостатках – я
раскрывал это выше – все же чаще нужен, чем нет. Это каждодневная
тренировка общения со сверстниками. Наше настроение очень сильно
зависит от уровня серотонина в нашем организме. Чем больше мы
обменивается новой информацией с друзьями и гуляем на свежем
воздухе, тем нам лучше.
Одному ребенку достаточно двух-трех друзей, другому нужна постоянная
компания в десять-двенадцать приятелей. И то и другое нормально. Но
каждому нужна практика общения, включающая групповые занятия,
командные игры, детские праздники и познавательные программы с
последующим обсуждением увиденного.
Общения только со взрослыми ребенку категорически мало.
Более того, среда, в которой ребенок находится, определяет его
воззрения и будущее. Еще и поэтому эти первые дружеские связи так
важны. А значит, важно выбрать детский сад и школу.
 

Admin

Administrator
Команда форума
Шаг четырнадцатый
Школа

Начало школы – это намного более серьезный водораздел в жизни
вашего ребенка, чем все, что было до этого. Это намного более
серьезный выход в социум, приоткрытая дверь во взрослый мир. Здесь
происходит то, что потом будет происходить в его самостоятельной
жизни, а именно:
● Ему придется соблюдать не им установленный режим, причем намного
более сложный и фиксированный, чем в детском саду.
● Его будут регулярно оценивать со стороны более или менее
объективно.
● У него появится новый социум, и этот социум надолго.
● У него появятся новые авторитеты. В доподростковом периоде это в
первую очередь учителя, в подростковом – друзья, лидеры подростковых
компаний.
● Ему придется развивать усидчивость и трудолюбие.
Зато именно в школе он сможет развить те важнейшие навыки, о
которых мы только что говорили.
Общение, а если школа понимает эту необходимость хотя бы во время
внеклассной работы (хотя, как я говорил, этого пока меньше, чем
хочется), то и работа в команде в разных вариантах и сочетаниях.
Презентация и самопрезентация. Каждый устный ответ или доклад на
уроке является самопрезентацией перед аудиторией, и это очень
полезный навык. Более того, это и творческие варианты
самопрезентации, ребенок может научиться, например, использовать в
подготовке докладов свои сильные стороны, делая слайд-шоу, подбирая
музыку, нарезая видео, декламируя – смотря что у него хорошо
получается.
Критическое мышление. Работа с источниками, понимание, почему в
учебнике пишут именно так, и эта информация неполна, и где именно
она неполна. Умение отмечать ошибки в ответах одноклассников – очень
хорошо, когда дети вместе готовятся к урокам и проверяют работы друг
друга.
Настойчивость. И тут есть очень важный момент. Традиционный
формат школьного обучения – я имею в виду чередование уроков
стандартной длительности и перемен – непросто детям, но учит
противостоять болезни двадцать первого века, поверхностному,
клиповому мышлению. Поговорим об этом ниже подробнее – это тоже
относится к школьной теме и проблемам детей школьного возраста, хотя
закладывается раньше.
Поэтому школа ребенку нужна. Если ребенок неврологически созрел для
нее, если он прошел все необходимые к этому возрасту возрастные
кризисы – а это не просто кризисы, это то, что называется возрастными
инициациями, то есть эмоциональным и физическим посвящением в
новый период жизни, – в школу идти нужно.
Напомню вкратце периоды и кризисы дошкольного возраста. Каждый
период оканчивается кризисом, это не плохо, а естественно. Через
кризис ребенок входит в новый жизненный этап.
Первый период – младенчество, примерно он соответствует первому
году жизни ребенка. Это время, когда у ребенка устанавливается
базовое доверие к миру, я говорил об этом, когда говорил о
привязанности. Ребенок очень зависим от родителей, и потому их
отношение определяет, какой для него окружающий мир – добрый или
злой, принимающий или отвергающий. Кризис проходится в тот момент,
когда ребенок становится самостоятельнее – то есть, он начинает ходить
сам и есть сам, между годом и полутора годами.
Показатель неблагополучного прохождения этого периода –
возвращение в него. То есть, ваш ребенок, который давно ест сам,
просит, чтобы его покормили. Он часто отказывается идти на прогулке и
хочет на ручки, реагируя криком, плачем и агрессией на отказ. Так
проявляется его тревожность и страх. Это может быть связано с
ревностью к более младшему ребенку в семье или переживание после
разлуки с родителями – например, мама лежала в больнице, или
ребенка впервые отвезли на лето на дачу и оставили с бабушкой и
дедушкой. Такое вот возвращение в младенчество пройдет, оно лечится
заботой и уверенностью.
Второй период – период первой самостоятельности, примерно он
соответствует возрасту 1–3 лет. Это время приучения ребенка к
чистоплотности, время расширения его информационного и
эмоционального горизонта, роста самостоятельности и активности. Он
заканчивается кризисом первой сепарации, отделения от родителей –
поэтому во многих книгах он называется «я сам». Ребенок начинает
воспринимать себя как отдельного человека. В этот период очень важна
поддержка родителями автономии ребенка без привития ему чувства
вины и стыда – как могут (напрасно совершенно и вредно) стыдить
малыша, только приучающегося к горшку, за испачканную постель или
одежду.
Показатель неблагополучного прохождения этого периода –
настороженность ребенка, тревожность при общении с окружающими,
скованность, энурез.
Третий период – дошкольный, примерно он соответствует возрасту 3–
7 лет. Это самоутверждение ребенка, формирование инициативности и
самооценки. Ребенок этого возраста в хорошем варианте
психологического развития активен, придумывает игры и занятия и
строит планы. Если родители поддерживают его, а не подавляют, период
проходит хорошо. Он заканчивается собственно кризисом начальной
школы.
Показатель неблагополучного прохождения этого периода –
безынициативность, ребенок, которому ничего не интересно,
пассивность.
Помимо описанной мной психологической готовности, ребенок должен
быть неврологически готов к школе – пусть невролог подтвердит вам
развитие по возрасту. И обязательно, особенно если есть проблемы,
покажите ребенка остеопату, который сможет проработать на приеме в
том числе его психоэмоциональный фон.
Не стоит отдавать ребенка в школу раньше возраста семи лет. Он может
быть идеально развит интеллектуально, но социально ему будет трудно
среди более старших детей. Тут лучше чуть позже, чем чуть раньше.
Выбирая школу, выбирайте учителей. Учитель начальной школы –
потенциально первый авторитет, который появится у ребенка после вас.
Он может как привить ребенку любовь к учебе и школе, так и оттолкнуть
его и уничтожить желание учиться – бывает и так. Поэтому, когда речь
идет о начальной школе – ищите максимально хорошего учителя, все
остальное не так важно. После третьего класса разберетесь, где и как
учить ребенка дальше.
Это прозвучит неожиданно, но специализированные школы не так
хороши для развития способностей, как может показаться. Если
посмотреть историю мировой науки, то мы увидим множество случаев,
когда принципиальные новшества и открытия вводили и совершали не
узкие специалисты, а специалисты на стыке дисциплин или даже из
принципиально другой научной дисциплины, или совмещавшие разные.
Давайте посмотрим примеры.
Дмитрий Иванович Менделеев окончил физико-математический
факультет, был преподавателем, химиком, геологом, метеорологом,
автором трудов по педагогике, воздухоплаванию и сельскому хозяйству.
Самое знаменитое его открытие при этом лежало в области химии –
периодическая таблица элементов.
Один из величайших хирургов XX века, профессор хирургии, автор
учебника «Очерки гнойной хирургии», Валентин Феликсович Войно-
Ясенецкий был также философом, художником и священником, более
того, канонизирован РПЦ как святитель Лука (его имя в постриге).
Эндрю Тейлор Стилл, основатель остеопатии, был механиком и
инженером до того, как стать врачом-хирургом, и присоединял к знаниям
механики знания анатомии, создавая свой гениальный подход.
Александр Порфирьевич Бородин был врачом-терапевтом, профессором
химии, организатором Женских врачебных курсов и при этом
знаменитым композитором, автором великой оперы «Князь Игорь»
и других музыкальных произведений.
Разностороннее образование – путь к гениальности. Узкая
специализация – к ограниченности. Узким специалистом можно стать
позже, взрослому человеку. Но никак не подростку.
Предметы, необходимые ребенку дополнительно, если в школе их не
преподают или преподают плохо:
● Иностранные языки. Ну, тут все понятно, сейчас это житейская
необходимость, чтобы жить, читать, видеть мир без границ.
● История мировой культуры (важно, не только своей страны или
этнической группы, именно мировой, включая и Европу, и Азию, и
Америку).
● Рисование (хотя бы в начальной школе) – это и антистресс, и
дополнительное развитие мозга.
● Физическая культура и спорт. Прекрасно и при этом недооценено для
детей – бальные танцы. Это и физическая культура, и общение, и некое
уникальное ощущение общения в паре через движение. И практически
обязательно плавание.
Чему еще должна научить школа?
Понимание, а не запоминание. Запоминать при доступности Интернета
ребенок все равно будет по минимуму, как, в целом, и взрослый.
Запоминать физическую формулу не нужно, если понимаешь ее суть. К
сожалению, родители, жестко требующие от своих детей отличных
оценок, толкают их на путь поверхностного вызубривания наизусть – при
этом многократно помянутые мной нейронные связи образуются очень
плохо из-за переживаемого стресса, и ребенок забудет все выученное на
второй день после контрольной работы. Это бессмысленный перевод
времени и ресурса мозга.
Воспитание способности к переменам. Это то, что спасает во
взрослой жизни и учит противостоять одному из вечных наших стрессов
– стрессу новизны, резкой, внезапной и частой смены планов и
обстоятельств. Легче будет тем, кто умеет к этому приспособиться.
Сегодня уроки на втором этаже – завтра на четвертом. Сегодня надо
делать гербарий, а завтра брать кеды, бегать и прыгать. Эта смена задач
– совсем не мелочи.
Формирование навыка верификации информации. То, о чем мы уже
говорили, – работа с источниками, проверка их на фейковость,
эмоциональность, позицию, да просто правдивость. В век Интернета это
вообще необходимо – учиться отличать правду от вымысла и смотреть
на ситуации под разными углами.
Обучение способности учиться. Навык учиться и работать по графику
пригодится в любой профессии. Это навык преодолевать трудное и
скучное, нарабатывать рутинное, подчиняться временным рамкам,
заканчивать работу, доводя ее до конца. Даже само чередование уроков
и перемен – не что иное, как популярный сейчас тайм-менеджмент.
Откройте современное пособие по тайм-менеджменту, и вы найдете там
совет прерываться через каждые сорок-сорок пять минут работы на
пятнадцать-двадцать минут и обязательно делать длинный перерыв на
обед и по возможности прогулку. Узнаете школьные перемены?
Опыт неудач и исправления ошибок. Опыт важнейший. Я знаю многих
взрослых людей, которые «опускают руки» при первой допущенной
ошибке или препятствии или скрывают свои недоделки и промахи от
начальника и близких, пока эти промахи не становятся фатальными.
Откуда это берется? Часто со школьных лет и из-за позиции родителей
по поводу школьных оценок. Тут есть очень простой принцип: не
фиксируйтесь на плохих оценках ребенка (я еще ниже подробнее
расскажу), иначе он начнет скрывать их и находиться в постоянном
излишнем стрессе, разрушающем отношения с вами и со школой.
Фиксируйтесь на том, что можно исправить, и хвалите за исправленное.
Школа – тренажер взрослой жизни. Ребенок учится принимать и
исправлять свои неудачи. Этому тоже надо учиться. Пусть учится!
Обучение способности противостоять стрессу. Школа – это
естественный стресс, но от стресса полностью уберечь никого нельзя,
более того – не надо к этому стремиться. Стресс – важный адаптивный
механизм нервной системы. Ребенок неизбежно с ним столкнется, и
лучше рано и с вашей поддержкой. Ниже расскажу про школьный стресс
и антистрессовые методики.
Формирование способности жить в цифровом мире, оставаясь
человеком. Действительно, цифровой мир создает некую искусственную
среду, небезопасную психологически и даже физически. Здесь и
компьютерные игры с высокой степенью графично изображенного
насилия, и общение в соцсетях в том числе с незнакомыми людьми,
преследующими свои цели, и просто отсутствие живого общения. Школа
заставляет общаться с другими людьми вживую, играть в спортивные, а
не компьютерные игры, а хорошая школа – и общаться с природой в том
числе.
Как же относиться к школьным оценкам? Ни в коем случае – не как к
самоцели. Это ориентир, не более того. Школьная оценка не может быть
абсолютно объективна.
Прекрасный психолог Людмила Петрановская в своих статьях и книгах не
раз повторяла простой пример: вот троечник получил первую в жизни
четверку. Вот отличник получил первую в жизни четверку. Равна ли одна
четверка другой? Конечно нет.
Нужно ли ребенку стремиться быть круглым отличником? Я не уверен в
этом. Если он хочет этого сам, если ему интересно реализовываться
таким образом в конкурентной школьной среде – пусть. Это будет для
его увлекательной тренирующей игрой. Но в целом более успешны в
жизни «хорошисты». А иногда и троечники. Почему?
Хорошист приобретает меньше школьных неврозов. При этом он учится
выбирать, какие предметы ему интереснее и нужнее, и вы, родители,
видите вот этот результат его решений. Скажем, он круглый отличник в
химии и биологии, чуть хуже в физике и вообще «не тянет» историю –
даты не запоминает. Или, наоборот, в истории и литературе он школьная
звезда, а математику едва вытягивает на четверку. Это его склад. Его
склонности. Их необходимо уважать.
Если вас пугает этот подход – утешьте себя тем, что многие великие
люди отличниками не были. Великий поэт Александр Пушкин едва
«тянул» математику, знаменитый полководец Наполеон Бонапарт,
напротив, только в математике и был успешен. Альберт Эйнштейн
получил школьный аттестат лишь со второго раза и тут же провалил
вступительные экзамены. Томас Эдисон вообще не смог учиться в школе
и получил домашнее образование, по канонам школ того времени его
сочли умственно отсталым. Все они – гении.
Из чего складывается школьная оценка?
● Знания ребенка.
● Любовь ребенка к предмету.
● Подготовленность ребенка к конкретному занятию.
● Тип нервной системы ребенка.
● Отношения ребенка с одноклассниками.
● Отношение учителя к ребенку.
● Особенности педагогической системы, применяемой в школе.
Много, правда? И далеко не все от самого ребенка зависит.
 

Admin

Administrator
Команда форума
Золотые правила родителей школьника

Не делайте за ребенка уроки, но помогите ему вовремя получить то,
что для этих уроков нужно (удобное рабочее место, книги, материал для
поделок, тишину в доме, готовый обед, постиранную одежду на завтра).
● Не ругайте ребенка за плохие оценки, не наказывайте. Этим вы лишь
научите его бояться и врать, вызовете неуверенность и комплексы.
Разбирайте ошибки и проблемы без ругани и давления, в критическом,
но позитивном и конструктивном ключе, как с коллегой по работе.
● Поощряйте его старания исправить оценку.
● Не сравнивайте ребенка с другими детьми в их пользу, этим вы
разрушите ваши отношения и его отношения с этими другими детьми.
● Поощряйте его дружбу с хорошо учащимися, увлеченными учебой
детьми, он будет брать с них пример.
● Поощряйте его участие в районных и городских конкурсах и
олимпиадах по тем предметам, которые он любит.
Что такое школьный стресс? Стресс этот значим. Он полезен как
адаптивный механизм и тренинг, потому что ребенок учится с ним
справляться. Но он не научится, если вы ему не поможете.
Школьный стресс – это и внешняя оценка, к которой ребенок вынужден
привыкнуть, и сложные зачастую отношения в школьном коллективе, и
особенности графика, загруженности, недосып и усталость. Сочетание
факторов. Что вы со своей стороны можете сделать, чтобы стресс
минимизировать?
Режим дня. Рано ложиться, рано вставать, собираться утром без
спешки.
Правильное питание. Есть надо вкусно, регулярно (раз в четыре-шесть
часов), умеренными порциями, плотно завтракать, пить воду, минимум
добавленных сахаров, но при этом больше фруктов, много белка.
Движение. Больше движения, идеальны парные танцы, верховая езда
или плавание, но в целом ориентируйтесь на интересы самого ребенка.
Необходимым минимумом является двухчасовая прогулка каждый день.
Движение снимает стресс и повышает настроение, а прогулка или
бассейн перед сном улучшает засыпание.
Ванны. Успокаивающие ванны нужно делать ежедневно перед сном,
добавляя в воду морскую соль, немного оливкового масла и хвойный
экстракт – сосновый, можжевеловый, кедровый, как вам нравится. Или,
если вы с ребенком находитесь в санатории, для укрепления нервной
системы показаны йодобромные ванны.
Выезды на природу. Идеальным отдыхом в выходные является
загородный отдых всей семьей. Прогулки по лесу за грибами или просто
так, лыжи и санки зимой, лодки, катамараны и рафтинг летом – это все
сближает семью, полезно для здоровья, снимает стресс. Скажем, в
Ленобласти есть базы отдыха далеко от города, где можно получить и
спа-процедуры, и общение с домашними животными на ферме, и
спортинвентарь в прокат, и просто красивые виды. Это идеально для
того, чтобы снять стресс и «перезагрузиться» между учебными
неделями.
Выезды на море. Это лучший летний отдых. Это и плавание, и долгие
прогулки, и польза морской воды, и полезное питание – рыба,
морепродукты, свежие фрукты и овощи. Важно только во время выездов
на природу или на море устраивать себе и ребенку цифровой детокс.
 

Admin

Administrator
Команда форума
Физическое развитие подростка. Остеопатия

Противопоставление между физическим и интеллектуальным развитием
детей и подростков – стереотип, который часто становится причиной
родительских ошибок. Вы можете увидеть это в кино, комиксах, рекламе
– спортивный мальчик или девочка, пишущие с тремя ошибками слово
«корова» и умник-отличник / умница-отличница в непременных очках и с
освобождением от физкультуры, потому что ни бегать, ни прыгать не
может.
На самом деле это хоть как-то актуально в следующих двух случаях.
Ребенок занимается спортом с прицелом на спортивную карьеру, очень
серьезно. Нет, он не становится глупее, но времени на
общеобразовательные предметы или просто чтение у него мало, и
приоритеты не в их пользу.
Ребенок имеет какое-то серьезное неизлечимое заболевание,
мешающее двигаться, при этом его интеллект совершенно сохранен.
Естественно, все силы родителей и учителей брошены на развитие его
интеллекта. Но очень жаль, когда по этому же принципу поступают
родители хронически болеющих детей с низким иммунитетом – там
нужно просто улучшать иммунитет и развивать ребенка физически.
По-хорошему, нужно гармонично развивать и тело, и интеллект. Точно
так же, как в первый год жизни, когда мы учим ребенка и ползать, и
говорить, а не выбираем лишь одно из направлений.
У физического развития школьника и подростка есть основные друзья, и
это:
Движение на свежем воздухе – это улучшение обмена веществ и
питание головного мозга. Ходьба, бег, лыжи, плавание в море, парковые
группы йоги и прочих видов гимнастики.
Командная и социальная двигательная активность – это развитие
социального интеллекта и умения общаться в паре и группе. Командные
игры, танцы, особенно парные.
Водные процедуры от сауны до плавания – это эмоциональная
разгрузка, польза кожному покрову, польза позвоночнику.
Остеопатия – это работа со всем растущим, меняющимся телом
подростка, которая нормализует его состояние, нивелирует возрастные
проблемы от проблем с позвоночником до иммунной системы и
эмоционального состояния.
ЛФК – если есть какие-то проблемы со здоровьем, именно грамотный
врач ЛФК составит идеальную индивидуальную тренировку и будет ее
корректировать дальше.
Как остеопат я могу оценить физическое развитие подростка, которого
приводят ко мне на прием, по состоянию центральной оси его тела. То
есть, это голова, позвоночник, белая линия живота, конечности, стопы.
Если центральная ось нарушена, тело пытается это скомпенсировать. А
поскольку при этом оно еще и растет, получается такой эффект – часть
энергии тратится именно на эти компенсаторные механизмы,
асимметрии, патологические тяги и прочие проблемы закрепляются в
теле, влияя на физическое здоровье, учебу и интеллект, психику.
Откуда берутся изначальные проблемы центральной оси?
Травмы, начиная от родовых и далее. Запомните, травма не всегда
определяется рентгеном – она может быть и внутрикостной, чего рентген
не увидит. Поэтому, если ваш ребенок упал с кроватки и ударился
головой, упал с качелей, попал вместе с вами в ДТП и вроде как все в
порядке – покажите его остеопату все равно. Чем быстрее, тем более
полно мы сможем скорректировать случившееся.
Генетические особенности. Но мы в самом начале говорили, что
подробный генетический анализ покажет, где и как «подстелить
соломки».
Эмоциональные проблемы. Например, напряжение белой линии живота
возникает из-за страхов и тревожности, напрягаясь, белая линия как бы
тянет позвоночник вперед, возникает кифоз – в просторечии горб. Или
спазм верхней части трапециевидных мышц в надплечьях,
провоцируемый стрессом, вызывает нарушение оттока крови от головы и
головные боли – и ваш ребенок, приходя из школы, где у него есть
причины сильно нервничать, от головной боли не может учить уроки.
Сколиозы, кифозы, сутулость, одно плечо выше другого – как только вы
это заметили, ведите ребенка на прием к остеопату. Мы поможем его
телу развиваться симметрично и хорошо, а мозгу не страдать постоянно
от нарушения притока крови, оттока крови, напряжения оболочек. А
значит, и его интеллектуальная планка станет намного выше при затрате
меньших усилий с его стороны.
 

Admin

Administrator
Команда форума
Шаг пятнадцатый
Цифровой детокс

Дети и гаджеты – одна из любимых тем психологов, учителей, педиатров
и родителей. В магазине, в транспорте, на приме у врача мы видим
родителей, которые включают детям мультик на телефоне и совсем
маленьких детей, упоенно играющих в игры на планшетах. Что уж
говорить о школьниках – сейчас гаджеты в школах пока не запрещены, и
жалобы на учеников, играющих на уроке в игру на телефоне или
переписывающихся с друзьями, является у учителей едва ли не
основной.
Я уже говорил выше, что гаджеты ребенку до трех лет не нужны вообще,
тем более, им не нужна и опасна привычка к ним. С трех лет они
становятся необходимы, потому что ребенок начинает активно общаться
с другими детьми и должен иметь более-менее схожие игрушки и
интересы.
В чем опасность гаджетов и почему детям (и взрослым тоже) необходим
цифровой детокс, то есть отдых от них?
Излучение
Сотовая связь как таковая – это использование микроволнового
излучения высокочастотных волн, и как и та микроволновка, в которой вы
разогреваете своему ребенку кашу или суп. То есть высокочастотные
волны качественно и быстро разогревают продукты. Только ли их? Нет.
То же самое происходит с тканями организма, которые попадают под их
воздействие. Например, нервной тканью, включая головной мозг.
На данный момент излучение гаджетов малоизучено – еще не накоплен
материал об отдаленных последствиях. Но давайте вспомним, что когда-
то меньше века назад, рентгеновское излучение считалось панацеей,
потому что им лечили онкологию, поэтому никто не волновался о
воздействии его на здоровые ткани. Заволновались позже.
Разве сейчас вы войдете в кабинет флюорографии, не надев
специальный фартук, который закроет большую часть тела от
излучения? Конечно же нет. Но понадобились годы, чтобы это понять.
Потенциально вредными являются в первую очередь 3G/4G-волны. То
есть, основной наш с вами мобильный и беспроводной Интернет. Как
обезопасить от него детей, не отбирая гаджеты в принципе?
● Выключайте на ночь роутер. Выключайте роутер и тогда, когда им не
пользуетесь.
● Выключайте на ночь смартфоны.
● Приучите ребенка слушать музыку с музыкального центра, видео
смотрите не в режиме онлайн, а скачанное.
● Держите физически подальше от ребенка и себя самого модем 3G/4G.
Дофаминозависимость
Дофамин – один из основных нейромедиаторов, то есть биологически
активных веществ, необходимых для работы нервной системы и
организма в целом.
Дофамин синтезируется в головном мозге его собственными
эндокринными клетками под действием моментов, вызывающих
удовольствие и радость. При нормальной психике и отсутствии
дофаминозависимости в первую очередь это радость от законченного
дела. Вот это блаженное ощущение облегчения, прилива энергии,
легкости, «горы с плеч» после завершения дела или его этапа – это
реакция на дофамин.
Дофамин в норме дает следующие эффекты:
● Высокий интерес к жизни.
● Высокий уровень жизненной энергии, тонус.
● Целеустремленность, способность концентрировать на задаче силы и
внимание.
● Инициативность.
● Уверенность.
Но человек склонен к получения легкого удовольствия – я уже говорил,
мозг невероятно ленив и пользуется любой возможностью лениться.
Легкое удовольствие – это удовольствие пассивное и не связанное с
завершенным делом. Легкими источниками дофамина являются в
первую очередь:
● Сладости, особенно шоколад и жирные сладости типа кремовых
пирожных.
● Долгий сон без необходимости (он необходим, например, при болезни,
когда помогает организму собрать силы и выздороветь), «залеживание»
в постели после пробуждения.
● Алкоголь, особенно сладкий на вкус, – сладкие вина, шампанское,
ликеры, сладкие коктейли. Тут же никотин и наркотики – то есть все
варианты химических зависимостей.
● Просмотр сериалов и мультсериалов (это более растянуто во времени,
менее завершенно чем один фильм или мультфильм). Ну или нескольких
фильмов/мультфильмов нонстоп. Или бесконечно включенный
телевизор.
● Серфинг социальных сетей без какой-либо задачи, просто бесконечное
чтение обновлений, мемов, просмотр картинок и тому подобного.
● Компьютерные игры, особенно бесконечные – такие, как встроенные
игры в соцсетях с тысячами однотипных уровней.
Причем все эти виды получения дофамина способны сплюсовываться,
усиливая друг друга и приближая наступление дофаминозависимости.
Например: лежа в постели после утреннего пробуждения, не умывшись и
не одевшись, смотреть сериал и есть сладости.
Что такое дофаминозависимость? По аналогии представьте себе
человека с зависимостью от сахара – ему надо все больше и больше,
пресыщенные, перегруженные рецепторы перестают воспринимать
раздражитель. Не хватает одной шоколадной конфеты, хочется съесть
всю коробку. Не хватает кусочка торта – хочется два или три.
Вот так и с дофамином. Пассивного удовольствия человеку надо все
больше, надо усилить его другим удовольствием – вот он, тортик за
просмотром сериала. И гаджеты – дошли до них – помогают этой
зависимости очень сильно.
Гаджет дает возможность получать дофамин хоть постоянно. Соцсети?
Пожалуйста. Интернет-серфинг? Сколько угодно. Мультики, игры,
сериалы? Конечно! Зависимости у детей возникают легче и быстрее, чем
у взрослых.
Вот она, гаджетозависимость. Вот они, школьные скандалы, когда
учитель не может добиться, чтобы ученик просто отложил телефон (а
лучше выключил и убрал).
Давайте посмотрим, что с этим делать. Кое-что я привел выше –
выключаем на ночь смартфон и роутер, например. Но помимо этого я
разработал еще некоторое количество правил цифрового детокса.
Правило 0 (сейчас будет самое сложное). Начните с себя
Цифровой детокс касается всей семьи. Вас тоже, да, как бы не в первую
очередь.
Двойные стандарты вообще плохо работают в семье, и особенно в
отношениях родитель-ребенок. Я уже говорил, плохо объяснять сыну-
подростку, что курить вредно, при этом держать в сумке пачку сигарет и
пахнуть табачным дымом, правда? Бессмысленно. Здоровое питание,
своевременный сон, физическая активность – это касается всей семьи. И
цифровой детокс тоже.
А для вдохновения попробуйте сначала подсчитать, сколько времени в
сутки, в неделю, в месяц вы проводите в Сети (в Интернете вообще или
конкретных соцсетях). В этом вам помогут приложения – я не буду
рекламировать конкретные, но они легко ищутся. Есть даже приложения,
позволяющие вам забавно соревноваться друг с другом: кто выдержал
больше времени без Интернета.
Правило 1. Перерывы короткие
Не пользуемся гаджетами вообще (откладываем в сторону, выключаем,
ставим на зарядку, не вынимаем из сумки):
● С момента утреннего пробуждения до окончания завтрака. Для этого
нужно пользоваться не будильником на смартфоне, а обычным
будильником старого образца. Иначе вам придется взять в руки
смартфон или планшет, чтобы выключить сигнал.
● Во время приема пищи (вот это трудно, кстати, но важно, и заодно
страхует от переедания).
● На улице (исключение – если вы с помощью гугл-карты ищете, как
лучше пройти, или включили музыку на телефоне, занимаясь спортом в
парке).
● После того, как легли вечером в кровать (опять же выручит будильник
старого образца).
● И, конечно же, в школе на уроках. Правда, тут вы сможете
порекомендовать, но не сможете проследить.
Правило 2. Перерывы длинные
Я в первую очередь говорю сейчас про выходные и отдых. Вот здесь вам
очень поможет здоровая привычка менять обстановку и ездить в
выходные на природу, туда, где много впечатлений, а сеть вообще ловит
не везде. Договоритесь во время отдыха использовать гаджет только как
фотоаппарат и выделите, скажем, час вечером, чтобы эти фото
выложить в соцсети – этого же очень хочется. Всего один час в день.
Помимо этого, особенно если ваша или ребенка гаджетозависимость
очень велика, можно принять решительные меры и отправиться
отдыхать туда, где использование гаджетов невозможно или ограничено.
Нет, я не имею в виду глухую тайгу, где не вызвать помощь,
заблудившись.
Существуют детские лагеря принципиально без гаджетов – насыщенная
программа, природа, походы, костры, и один звонок домой в день.
Посмотрите отзывы – есть прямо-таки очень хорошие варианты.
Если вашему ребенку лагерь не подходит, или ему еще рано уезжать от
вас далеко, или вы просто хотите отдыхать всей семьей – есть даже
отели с программами «digital detox» – ищите именно по этим словам.
Обычно в них либо вообще нет сети, либо она есть только в номерах и
отсутствует на территории. При таких отелях обычно есть занятия йогой
или другими видами гимнастики, поездки в красивые места – джунгли,
водопады – и прочие способы отвлечься и перезагрузить психику без
допинга в виде Интернета. После такой двух-трехнедельной программы
вы без преувеличения почувствуете себя заново родившимся и,
возможно, сделаете много интересных открытий, переосмыслив важные
вещи в своей жизни. А ваши отношения с ребенком станут ближе и
крепче.
Правило 3. Чистим смартфон
Удаляйте ненужные приложения без всякой жалости. Потом скачается,
если что. Зато установите себе и ребенку приложение временного блока
соцсетей.
Отписывайтесь и отписывайте ребенка от ненужных рассылок сразу же.
Отключайте сигналы уведомлений и входящих писем. Это как поводок,
который постоянно кто-то дергает. Ответите, когда придет время, а не
мгновенно. Приучайте ребенка к тому же.
Не устанавливайте больше двух игр одновременно. На случай долгого
ожидания – например, в очереди у врача – используйте аудиокнигу и
гарнитуру, например. Или возьмите какое-то занятие, которое вообще не
требует смартфона.
И мы плавно перешли к следующему правилу.
Правило 4. Заменяем
Нельзя просто убрать гаджеты из жизни волевым решением, ничем их не
заменив. Скука и раздражение станут так сильны, что надолго ни вас, ни
ребенка не хватит. А значит, вам нужно заранее подумать о замене.
Например. Проблема детского праздника – наверняка вам случалось
видеть праздники и детские, и взрослые, когда из гаджетов «не
вылезают» практически все время. Значит, вам надо решить вместе с
ребенком, чем будут там заниматься он и его друзья, чтобы гаджетов и
не хотелось. Веревочный парк? Поездка на конно-спортивную станцию?
Аквапарк? Живой квест? А вот если дети просто сядут дома с пиццей и
тортом – гаджеты практически неизбежны.
Придумывайте, что делать на прогулке, чтобы голова ребенка – а лучше
и руки – были заняты. Мелкая моторика, включенное осязание прекрасно
влияет на синтез дофамина и его нормализацию. А значит, вам помогут в
зависимости от сезона такие подзабытые уже игры и занятия, как:
● Лепить и украшать снеговика.
● Строить снежную крепость.
● Играть в снежки.
● Пускать кораблики в ручье.
● Строить замки из песка и украшать их взятыми с собой бусинами и
цветной бумагой.
● Привязывать к деревьям ленточки желаний.
● Пускать воздушного змея.
● Плести венки.
● Собирать букеты из осенних листьев.
Это простые вещи, которые дают очень много радости.
Придумывайте, что делать дома вместе, чтобы ребенку было интересно
и без гаджета, при этом ваша компания у него была часто – иначе гаджет
станет спасением от одиночества и тоски по вам же, родителям. Кое-что
я уже упоминал – домашний кукольный и не только театр, чтение книг по
ролям, настольные игры, просмотр фильмов и передач с последующим
их обсуждением.
Чем последнее отличается от бесконечного просмотра телевизора?
Осознанностью. Фильм или мультфильм, в который вы всматриваетесь,
может дать пищу для разговоров с ребенком на важные и серьезные
темы. Отношения в семье, родительские и детские ошибки и их
исправления, отношение людей к животным, дружба и испытания,
которым она подвергается, школьная травля, первая любовь,
переживание потери, благотворительность – многое. Фильм или
мультфильм может стать началом важного разговора с ребенком.
А еще детские психологи в последнее время часто рекомендуют
диафильмы – то самое, довольно старинное, из советского детства и
очень полезное для психики ребенка. Можно купить диапроектор, можно
смотреть их с монитора компьютера или вывести на экран телевизора.
Практически это вариант комиксов – картинки с субтитрами,
складывающиеся в историю, сказку. Текст можете читать вы, или
ребенок, или по очереди. Неспешное, спокойное занятие создает
сказочную атмосферу и очень полезно перед отходом ко сну, чтобы
успокоиться и расслабиться. Попробуйте!
Кстати, любые занятия, развивающие мелкую моторику, способствуют
нормализации отношений организма с дофамином, восстановления
чувствительности его рецепторов при дофаминозависимости. Лепка из
пластилина, низание бус и бисера, собирание конструктора, бумажной
игрушки, паззлов (картонных или пластиковых, а не на компьютере),
японские шары темари к Новому году, раскраски – всегда можно найти
подходящее.
И спорт. Спорт, физическая активность, особенно под нравящуюся
музыку – это способ повысить чувствительность рецепторов к дофамину
и справиться с зависимостью. Если вместо реакции «меня что-то
огорчило – съем пирожное» у вашего ребенка выработается реакция
«меня что-то огорчило – сделаю пятиминутную разминку» – он будет вам
очень благодарен во взрослом возрасте, поверьте.
Дорогие друзья, дорогие родители!
Воспитание гения – это увлекательное путешествие, удивительная
дружба с замечательным человеком, которого вам предстоит воспитать,
а еще это испытание на прочность, проверка всех наших лучших, да и
худших человеческих качеств. Запасемся терпением, запасемся
мотивацией и приступим!
 
Сверху